Герб райна
Администрация
Большереченского
муниципального образования -
администрация городского поселения

История Конституции РФ

2018 год – год празднования 25-летия принятия Конституции Российской Федерации. Четверть века назад привычное сегодняшнему дню название «Россия» получило свое официальное закрепление в Основном законе государства.

С принятием 12 июня 1990 г. Декларации СНД РСФСР «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», провозгласившей независимость России, возникла необходимость соответствия новым реалиям 1990-х годов, что побудило политические силы к созданию новой Конституции.

Процесс реформирования был непрост и занял значительный период времени, в ходе которого был предложен ряд проектов Конституции: подготовленный Конституционной комиссией СНД РФ; рабочей группой под руководством Шахрая С.М.; представленный Президентом РФ; одобренный Конституционным Совещанием.В указанных документах по-разному были обозначены правовые статусы административно-территориальных образований РФ, различным образом рассматривались будущие представительные органы власти, их наименование и состав.

Одним из последствий реформирования, происходившего на фоне противостояния Верховного Совета и Президента, именуемого в истории как «конституционный кризис», стали вооруженные столкновения 3-4 октября 1993 г.

К октябрю 1993 г. в основу Конституции РФ положен проект Конституционного совещания, содержавший в себе и положения проекта Конституционной комиссии. На начало ноября этого же года пришлось разрешение спорных вопросов, а также встреча с представителями регионов для учета поступавших от них предложений. После чего, проект Конституции подвергался стилистической и технико-юридической корректировке.

 На референдум 12 декабря 1993 годабыл вынесен проект Конституции РФ, испытавший большое влияние первоначального президентского проекта.Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения «социалистическая» и «советская», что означало отстранение от социалистической модели развития. Страна стала называться Россией (Российской Федерацией). Были узаконены политический плюрализм, равноправие всех форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией «разделения властей» проводилась реорганизация институтов государственной власти, учреждались институты Президентства и Конституционного Суда РФ, расширялись права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.

В референдуме участвовало более 58миллионов зарегистрированных избирателей, большинство из которых — 32 миллиона (58,43 %) проголосовали «за» принятие новой Конституции.

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры и их роль в защите конституционных прав и свобод граждан.

С принятием Федерального закона 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуреРоссийской Федерации» процесс приведения органов прокуратурыв соответствие с новыми политическими и социально-экономическими реалиями завершился. Тогда декларировалась идея о том, что прокуратура должна стать независимым от политического руководства государства (прежде всего главы государства) органом власти с особым статусом – не включенным напрямую в классическое распределение на независимые и противовесные три ветви власти.

Седьмая глава Конституции РФ после принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» получила наименование «Судебная власть и прокуратура». Тем самым на конституционном уровне произошло юридическое оформление фактически сложившегося обособления прокуратуры.

Основы конституционно-правового статуса прокуратуры РФ закреплены в ст. 129 Конституции РФ. Вместе с тем конституционная гарантированность принципа единства и централизации прокуратуры придавала ее системе дополнительную стабильность в отношении:

– единства целей и задач органов прокуратуры;

– единой системы всех территориальных и специализированных прокуратур;

– независимости органов прокуратуры при осуществлениисвоих полномочий от органов государственной власти;

– единых требований, предъявляемых к работникам прокуратуры

– единого механизма прокурорского реагирования нанарушение законов.

Прокуратура Российской Федерациисоставляет единую федеральную централизованнуюсистему органов, осуществляющихот имени Российской Федерации надзорза соблюдением Конституции и исполнениемзаконов, действующих на территории.

Конституция РФ исходит из того, что прокуратура напрямую не относится ни к одной из трех ветвей власти. Несмотря на наличие неумолкающих дискуссий, относительно места прокуратуры в системе других государственных органов, роль прокуратуры в защите конституционных прав и свобод граждан реальна и безусловна. В своей деятельности прокуратура активно взаимодействуетсо всеми ветвями власти, поскольку они все заинтересованы в сохранении иукреплении законности, соблюдении Конституции РФ и исполнении законов.

Структура прокуратуры РФ, правовой статус ее органов, принципы организации и деятельности, порядок прохождения службы в органах прокуратуры регулируются ст. 129 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Являясь контрольнонадзорным органом, прокуратура РФ осуществляет свою деятельность в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Одним из важных векторов деятельности органов прокуратуры при защите конституционных прав граждан является проверка исполнения законов на территории России, а также соответствия законам нижестоящих правовых актов. Принимая во внимание  изобилие сфер общественных отношений, потребность регулирования которых бесспорна, деятельность прокуратуры приоритетно направлена на осуществлениеполномочий по надзору за исполнением законодательства во всех таких сферах.

Прокуратура являетсяважнейшим элементом государственной структуры, поскольку без эффективногонадзора за исполнением законов нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти  невозможно.